пятница, 19 апреля 2019 г.

Мысли в деталях: о горящих церквях, карме и вечности

Ой, ну вот представляю щас, как вам надоело видеть подобное фото в ваших лентах. "И ты Брут Лена?" - "И я..." - понурив голову отвечу вам)),

Простите, дорогие мои, мне есть что сказать и я могу это сделать. Поэтому...

Итак. Собор.

И первое, о чем мои размышления здесь, это о той великой скорби, которая вдруг и повсеместно охватила всех экзальтированных и не очень граждан и не только Франции. Почему это нам вдруг стало так жаль пусть и достояния, но такого далекого загранично-буржуйского? У нас нет достопримечательностей, которые горят? А люди? Людей всегда забольше жаль чем какие-то камни. Навскидку, было у нас о чем погоревать. И это гораздо ценнее и безвозвратнее, чем нотрдамская крыша 19 -го века, подлежащая сносу и без пожара:


Пожар в библиотеке ИНИОН РАН 2015 год - уничтожил 2,32 млн. уникальных изданий.
Поджог15-ти летним сатанистом церкви в Кондопоге  2018 год - уничтожена самая высокая деревянная церковь Карелии - объект культурного наследия федерального значения.
Пожар в торговом центре «Зимняя вишня» 2018 - один из самых значимых пожаров, за последнее время, в котором погибло 60 человек, из них 37 детей.

Оффтопом - из этих трех примеров именно по последнему (с человеческими жертвами) и было пролито больше всего слез. Хотя, именно первые два несут культурно-историческую и более того, просветительскую (библиотека) ценность, как и приснопамятный Нотр-Дам.

Так почему же такое горе-то по Нотр-Даму?  

Мы так ценим культурный код оного объекта? Или же печемся о христианстве в западной Европе, символом которой он был?

Думаю, что не столько первое и не только второе. 

Конечно, сам образ собора нам знаком с детства. Мы его знаем по произведениям/экранизациям великого Гюго и для нас, это более чем узнаваемая историческая постройка. Современным языком, некий МЕМ. И, конечно, есть определенный страх, что вот этот, вжившийся и пустивший корни уже и в нашу культуру объект, будет безвозвратно утерян. Но! Есть и еще один страх. Страх, сильнее, чем страх гибели мема, постройки или даже человека. Страх потери вечности...


Не секрет, что люди умирают. Наша жизнь она, мягко говоря, не особо длинная. Вроде только родился, а тут уже пенсия не за горами. Волей-неволей задумаешься о смысле жизни и тленности бытия. Для чего и зачем вот это вот все? Чтобы завтра нас закопали, а после завтра сожрали черви? Мало кто согласиться с таким исходом событий.

И, тут на помощь приходит религия. Христианство и другие монотеистические религии продлевают жизнь человека в бесконечность, обзывая видимое существование лишь коротким образовательным курсом перед Вечностью. Индуизм и буддизм замыкают бытие в колесо Сансары с возможным выходом в бесконечную Нирвану (но это не точно))). В любом случае, религиозный человек в своем сознании не сталкивается со смертью, ибо обретает смысл жизни в бесконечном бытии.

Для атеистического или полуатеистического мировоззрения характерна некоторая неуверенность в собственном бессмертии :-). А раз, после смерти лично я жить не буду, или это не известно, потому что "оттуда никто не возвращался", то "личная Вечность" преобразуется в "Вечность общественную". Нам нужно знать, что после нас хоть что-то, да останется. А пуще этого, нам нужно быть уверенными, что что-то, сотворенное человеком, может просуществовать очень долго. Это дает надежду на материальное бессмертие. Ну, если нет надежды на Вечность духовную, то как бы и эта сойдет. 

Поэтому, наше сознание и цепляется за знаковые памятники культуры. Вот Собор Парижской Богоматери. Простоял более 800 лет. И столько о нем всего и столько в нем всего и стоял себе и стоял дальше. Мы бы умерли, а он бы дальше стоял.... А тут гляди-ка проводка-леса-пожар. Как, оказывается хрупко, то, что считалось само собой разумеющимся.    

Хотите подтверждение моих слов? Представьте, что уничтожены, например, египетские пирамиды. Вам будет жалко их исторической ценности, или то, что они долго простояли?..

Ну, да и ладно. Все это мое псевдофилософское суждение. Оставим же это суждение и перейдем к следующему))).


И оно касается общественной реакции на это событие. Реакция, как оказалось, была разношерстной. Но общем лейтмотивом всего этого разношорстья звучало утверждение некоей "знаковости" сего пожара. Даже причины пожара были не столь существенны. Причины подбирались каждым конкретным индивидуумом, исходя из постулата "мы никогда не узнаем правду, поэтому предполагать можем все, что угодно" и собственного морально-мировоззренческого тонуса. Последний же (в смысле тонус) у наших граждан оказался весьма и весьма морален. Пожар стал Знаком, для наказать и подумать. Притом, подумать над своим поведением предлагалось именно французам, ну и наказание было для них же. Естественно, ведь сгорел же ИХ собор.

Почему-то, когда горела "Зимняя вишня", таких "знакотолкователей" подвергали жесточайшему остракизму. Ну, это же НАШИ дети горели. Горели бы их - мы бы придумали, за какое количество беженцев/гомосексуальных браков/желтых жилетов им сия напасть.

Конечно, я не отрицаю ЗНАКОВОСТИ пожара. И, лично мое мнение, эта история становится бесконечно более знаковой, ежели случился несчастный, но простой случай. Слишком много всего там сложилось в знаковый пазл. Самый узнаваемый и старинный католический Собор, место где хранится терновый венец Христа, страстная католическая же седмица - "кто знает, тот поймет". Стремно, все это, очень стремно. Стремно и знаково.

Но! Дорогие мои, будем помнить, что ЗНАКИ, это сугубо ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ объект. Ну, т.е. они имеют смысл и этот смысл определен ЛИЧНО для того субъекта, который воспринимает знак как таковой.


Т.е. - не надо решать за французов, что для них значит пожар в сердце Парижа. Не надо учить их, что ОНИ должны понять и в чем раскаяться. Если это знак для НИХ, то они сами для себя все решат, все поймут и во всем раскаются. Или нет...

Наше же дело - понять, что этот пожар значит лично для НАС. Что МЫ должны понять, решить и в чем раскаяться. А то, мы сами, порой, смотрим на мамочку с ребенком-инвалидом, а сами про себя думаем - "ну и заслужила - такое просто так не происходит"... Или - из семейного-мамского - "тебя твои дети не слушаются, потому, что ты со мной вела себя неуважительно"... Знакомо? Карма, такая карма... И мы точно знаем, кого и за что она настигла...

 Здесь я, пожалуй, закончу словами Христа (Евангелие от Луки. Глава 13, ст. 1 - 9.) 


1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.



2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?



3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.


4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.


Это все. 
Спасибо, что дочитали.
Ваша Лена))
  

4 комментария :

  1. Лена, ты как всегда четко и по делу. Да, пожалуй утрата вечности более актуальна. А по поводу кармы я пару лет назад прочитала, что её больше нет и все что происходит с нами это наш свободный выбор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Галочка)). А что, карма больше не модна и не актуальна?))). Вот это поворот (С))). На самом деле, конечно, я не верю в карму - слепая Фемида, это не мое. Если честно -то хотела приписать еще и "божественные законы", но так как многие воспринимают их тоже, как слепую Фемиду, оставила одну "карму", в значении неотвратимого возмездия, не взирающего "на лицо".

      Удалить
  2. И вот, что странно: за знаки все принимают только события с негативным оттенком. То есть высшие силы представляются в виде таких злопамятных, мстительных, не очень-то и любящих "родителей", что ли? То есть творцу приписывают чисто человеческие качества, да еще и не самого высшего порядка. Сильна у человечества тяга к сильному отцу с ремнем, который время от времени, в целях профилактики, охаживает им своего любимого ребеночка. Только битье и любовь рядом не стоят, по-моему. А уж тем более у сущности (если она есть, конечно), которая на порядок должна быть разумнее нас. Которая, скорее всего, вообще существует в других ценностях и масштабах.
    Лично для меня - это знак, что надо тщательнее выбирать рабочих =) Да и случайности случается и "shit happens" тоже. А то что человечество всё примеряет на себя - это чистой воды эгоцентризм. Ну не все же вращается вокруг нас и для нас! На Земле живёт еще очень много других существ. Может это был знак для них?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересные, не лишенные смысла рассуждения, Катюш)). Они, как ни странно пересекаются с христианством (в части православия, так точно)). Здесь Бог заявляется не только всеблагим, но и непостижимым, который все знает, провидит и которого любимое, но ограниченное творение, понять не в состоянии. Поэтому, творению предлагается просто поверить в то, что все, что с ним ни происходит только во и на благо)). На практике же, далеко не все способны вот так доверять Богу (быть смиренными), а т.к. человек далек от Божественной Безупречности, то и благие Ее действия воспринимаются, в лучшем случае, как наказание, в худшем, как зловредный саботаж)). Впрочем, чем больше я думаю конкретно по ситуации с Собором, тем меньше вижу в ней Божественного Провидения и больше самых низших человеческих причин. Ибо, если, посмотреть, что по-итогу получилось и кто приобрел профиты, то становится не такой уж безумной безумная мысль о самоподжоге. А эта история уже о политических игрищах, манипуляции сознанием и банальной наживе.

      Удалить

Понравилась статья? - подпишись в INSTAGRAM!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...